"Дублер күні"
В предверии дня учителя организуется "День дублера" с участием лидеров Школьного парламента
Мұғалімдер күніне арналған «Дублер күні» мектепте білім алушылардың өзін-өзі басқару күнін өткізу ережесі
1. Жалпы ережелер
1. Мұғалімдер күніне арналған «Дублер күні» мектепте білім алушылардың өзін-өзі басқару күнін (бұдан әрі – Дублер күні) өткізу ережесі оның мақсатын, міндеттерін, өткізу форматы мен тәртібін айқындайды.
2. Дублер күнінің мақсаты: мектептегі өзін-өзі басқару жұмысын жандандыру, тұлғаның көшбасшылық қасиеттерін ашу және білім алушылардың ұйымдастырушылық қабілеттерін іске асыру.
3. Дублер күнінің міндеттері:
1) білім алушыларды белсенді қоғамдық өмірге және мектепті басқаруға тарту;
2) білім алушылардың қоғамдық іс-шараларды ұйымдастыру және өткізу тәжірибесін қалыптастыру;
3) барлық параллельдердің білім алушылары арасындағы достастықты нығайту;
4) білім алушылардың шығармашылық қабілеттерін, коммуникативтік қарым-қатынас дағдыларын дамыту;
5) білім алушыларда жауапкершілік сезімін, бір-біріне дұрыс қарым-қатынасты, өзара қарым-қатынастың іскерлік стилін тәрбиелеу;
6) білім алушылардың көпшілік алдында сөйлеу тәжірибесін дамыту;
7) білім беру процесіндегі кері байланыстың жаңа нысандарын ұйымдастыру, білім алушылар мен педагогтердің мектептегі білім беру процесінің жай-күйін кешенді бағалауы.
4. Дублер күні жылына кемінде бір рет өткізіледі. Дублер күнін өткізу күні – Мұғалімдер күні қарсаңында.
5. Дублер күнінің ұйымдастырушылары – білім беру ұйымының мектеп парламенті және педагогикалық ұжымы.
6. Дублер күніне қатысушылар: 5-11 сынып оқушылары. Мұғалімдер мен мектеп әкімшілігінің рөлінде – жоғары сынып оқушылары.
2. Дублер күнін дайындау және өткізу тәртібі
7. Дублер күніне дейін кемінде үш апта бұрын мектеп директоры Дублер күнін өткізу туралы, сондай-ақ педагогтер, Қамқоршылық кеңес және мектеп парламентінің мүшелері қатарынан бастамашыл топ құру туралы бұйрық шығарады.
8. Мектеп директорының дублері лауазымына кандидатураны бастамашыл топ ұсынады.
9. Бастамашыл топ мектеп қызметкерлерінің дублерлеріне үміткерлерді іріктейді және бекіту үшін олардың тізімін Дублер күніне дейін 2 аптадан кешіктірмей мектеп директорына ұсынады.
10. Дублер күнінің штаттық кестесі оны өткізуден кемінде үш күн бұрын жарияланады.
11. Бастамашыл топ және мектеп директорының дублері Дублер күніне дейін міндеттерді нақтылау үшін дублер-білім алушылардың жиналысын ұйымдастырады және өткізеді.
12. Дублер күні кезінде лауазымы мектеп оқушысы ауыстырылатын тұлғалар оларды ауыстыратын мектеп оқушысымен егжей-тегжейлі нұсқаулық өткізеді. Нұсқаулық кезінде:
өз міндеттерінің шеңберін қысқаша баяндау;
ауыстырылатын лауазымды атқара отырып, дублер өткізуді жоспарлап отырған негізгі іс-шаралар тізбесін талқылау;
сабақтың немесе іс-шараның жоспар-конспектісін құрастыруға көмек көрсету;
Дублер күніне дейін бір тәуліктен кем емес уақытта әдістемелік әзірлемелердің бар-жоғын тексеру қажет.
13. Дублер күні өткізілетін сабақтардың, сынып сағаттарының және басқа да іс-шаралардың санын білім беру ұйымы дербес тұрғыда айқындайды.
14. Мектеп қызметкерлері ішкі тәртіп ережелерін сақтай отырып, өз жұмыс орындарына бақылаушы ретінде қатысады. Әкімшілік-педагогикалық құрам қажет болған жағдайда өзінің дублерлеріне кеңес бере алады. Олардың қызметіне ерекше қажеттіліксіз араласуға жол берілмейді. Дублерлер лауазымдық нұсқаулықтарды өрескел бұзған жағдайда, мектеп қызметкерлері оларды жұмыстан шеттетуге құқылы.
15. Білім беру ұйымы қалыпты режимде жұмыс істейді. Мектеп оқушылары кесте бойынша білім алушылар үшін тәртіп ережелерін сақтай отырып айналысады. Білім алушылар мінез-құлық қағидаларын бұзған жағдайда, дублер-педагогтер тәрбиелік әңгіме жүргізу үшін тәртіп бұзушыларды әкімші-дублердің қарамағына беруге құқылы.
3. Дублер күнін қорытындылау
16. Дублер күнінің қорытындысы бойынша өткізілген іс-шараның жағымды және жағымсыз жақтарын анықтау үшін білім алушылар мен педагогтер арасында сауалнама жүргізіледі.
17. Дублер күнін талдау және қорытындылау үшін Дублер күні аяқталғаннан кейін дублерлер, мектеп әкімшілігі және мектеп педагогтерінің кеңейтілген педагогтер кеңесі өткізіледі.
18. Дублер күнінің нәтижелері бойынша мектеп оқушыларының жиыны өткізіледі. Жиында Дублер күнін өткізу қорытындысы жарияланады және Дублер күнін өткізуге белсенді қатысқан білім алушыларды марапаттау өткізіледі.
Правила проведения дня самоуправления обучающихся в школе
«День дублёра», посвященного Дню Учителя
1. Общие положения
1. Правила проведения дня самоуправления обучающихся в школе «День дублёра», посвященного Дню Учителя, (далее – День дублёра) определяют его цель, задачи, формат и порядок его проведения.
2. Цель Дня дублёра: активизация работы школьного самоуправления, раскрытие лидерских качеств личности и реализация организаторских способностей обучающихся.
3. Задачи Дня дублёра:
1) вовлечение обучающихся в активную общественную жизнь и управление школой;
2) формирование у обучающихся опыта организации и проведения общественных мероприятий;
3) укрепление содружества между обучающимися всех параллелей;
4) развитие у обучающихся творческих способностей, коммуникативных навыков общения;
5) воспитание у обучающихся чувства ответственности, корректного отношения друг к другу, делового стиля взаимоотношений;
6) развитие у обучающихся опыта публичных выступлений;
7) организация новых форм обратной связи образовательного процесса, комплексная оценка обучающимися и педагогами состояния образовательного процесса в школе.
4. День дублёра проводится не реже одного раза в год. День проведения Дня дублера – в преддверии Дня Учителя.
5. Организаторы проведения Дня дублера – школьный парламент и педагогический коллектив организации образования.
6. Участники Дня дублера: обучающиеся 5-11-х классов. В роли педагогов и администрации школы – это обучающиеся старших классов.
2. Порядок подготовки и проведения Дня дублера
7. Не менее чем за три недели до Дня дублёра директор школы издаёт приказ о проведении Дня дублёра, также о создании инициативной группы из числа педагогов, членов Попечительского совета и школьного парламента.
8. Кандидатура на должность дублёра директора школы выдвигается инициативной группой.
9. Инициативная группа подбирает кандидатов в дублёры сотрудников школы и предоставляет их список не позднее, чем за 2 недели до Дня дублёра, директору школы для утверждения.
10. Штатное расписание Дня дублёра публикуется не позднее, чем за три дня до его проведения.
11. Инициативная группа и дублёр директора школы организуют и проводят до Дня дублёра собрание обучающихся-дублёров для уточнения обязанностей.
12. Лица, должность которых замещается школьником во время Дня дублёра, проводят подробный инструктаж с тем школьником, который их будет замещать. Во время инструктажа необходимо:
кратко изложить круг своих обязанностей;
обсудить перечень основных мероприятий, которые дублёр планирует проводить, занимая замещаемую должность;
оказать помощь в составлении плана-конспекта урока или мероприятия;
не менее чем за сутки до Дня дублёра проверить наличие методических разработок.
13. В День дублёра количество проводимых уроков, классных часов и других мероприятий определяет организация образования самостоятельно.
14. Сотрудники школы присутствуют на своих рабочих местах в качестве наблюдателей, соблюдая правила внутреннего распорядка. Административно-педагогический состав может консультировать своих дублёров по мере необходимости. Вмешательство в их деятельность без особой необходимости не допускается. В случаях грубых нарушений должностных инструкций дублёрами, сотрудники школы имеют право отстранить их от работы.
15. Организация образования функционирует в обычном режиме. Обучающиеся школы занимаются по расписанию, соблюдая правила поведения для обучающихся. В случаях нарушения обучающимися правил поведения, педагоги-дублёры имеют право передать нарушителей в распоряжение дублёрам-администраторам для проведения воспитательной беседы.
3. Подведение итогов Дня дублера
16. По итогам Дня дублёра проводится опрос среди обучающихся и педагогов для выявления положительных и отрицательных сторон прошедшего мероприятия.
17. По завершении Дня дублера проводится расширенный педагогический совет дублёров, администрации и педагогов школы для анализа и подведения итогов Дня дублёра.
18. По результатам Дня дублера проводится линейка обучающихся школы. На линейке объявляются итоги проведения Дня дублера и проводится награждение обучающихся, принимавших активное участие в проведении Дня дублера.